Изопласт
05.06.2016
Но такое согласование никогда не означало полного слияния, полного растворения в общей массе. Напомним о практике concerto grosso, где всегда выделяются солирующие инструменты или их группы, противопоставленные оркестру tutti. Причем взаимодействие солирующих инструментов-«персонажей» с оркестром составляет основу драматургии старого концерта, где именно концертирование, выявляющее виртуозные возможности солиста, становится важнейшей задачей сочинителя музыки.
В наши дни возникло явное стремление возродить дух свободного, ничем не стесненного музицирования, открыть простор для фантазии музыканта-виртуоза, в игре которого нас прежде всего поражает непринужденность преодоления технических трудностей. Дань этому стремлению отдана и в концертах Щедрина, но указанное свойство составляет важную, существенную сторону содержания музыки, не исчерпывая его вполне. Однако иной, глубинный слой содержания концертов Щедрина не противостоит внешнему. Напротив, именно в нем он находит наглядное выражение. Ярче всего это проявляется в особенностях состязания солирующего фортепиано и оркестра. Дух противоборства двух начал выявляется даже в те моменты, когда оркестр словно смиряется с ролью покорного слуги, оттеняя живую речь главного участника состязания. А именно такую роль и выполняет солирующее фортепиано, в конечном итоге доказывающее свое безусловное превосходство. Правда, удается это солисту не без борьбы: порой незримая чаша весов склоняется в сторону мощного, многоголосого соперника солирующего фортепиано. В сущности, этот универсальный инструмент трактуется Щедриным как своего рода второй оркестр, не просто способный бороться на равных с первым, но и выигрывающий состязание. Иными словами, в фортепианных концертах Щедрина акцент сделан все-таки на партии фортепиано.